15 мая 2008
3005

В этом сезоне в Большом театре новый главный приглашенный дирижер - Юрий Темирканов.

В этом сезоне в Большом театре новый главный приглашенный дирижер - Юрий Темирканов. Контракт заключен на три года, что обещает подарить любителям оперы немало прекрасных впечатлений. Первый спектакль - опера Бизе "Кармен" в авторской редакции - уже представлен на суд публики. О себе, новой работе и состоянии российской культуры Темирканов поделился с корреспондентом Страны.Ru.

- Юрий Хатуевич, вы довольны этой работой?

- Я очень доволен тем, что меня судьба связала с Большим театром. Несмотря на то, что в театре так долго идет ремонт, и спектакли вынужденно ставятся на не очень хорошей сцене, а в зале плохо с акустикой, нужно сказать, что Большой всегда был, остается и будет главным и лучшим театром страны. Результатом моего первого общения с этим театром я чрезвычайно доволен.
Для меня важнее всего не то, как я дирижировал, а как сложились мои отношения с Театром, его труппой и администрацией.

И у меня нет повода жалеть, что я согласился работать здесь. А что дальше будет, я пока не знаю. Не скрою, мы обсуждаем какие-то планы, но они еще слишком размыты. Поэтому я и не хотел бы говорить о них.

- Из суеверия?

- Я суеверный, как и все нормальные люди. Кроме того, пока мы еще не определили точно, что именно я буду делать дальше, мне трудно об этом говорить.

- Известный на западе музыковед Норман Лебрехт, написал несколько книг, одна из которых - "Кто убил классическую музыку"- переведена на русский язык. Едва попав в Россию, книга сразу же стала бестселлером. Вы, наверняка, уже давно прочитали книги этого музыковеда на языке оригинала? Что вы о них думаете?

- Конечно, я их прочел с большим интересом. Скажу так - Лебрехт - скандальный человек, но его профессия быть скандалистом. Как впрочем, и всех журналистов мира привлекают лишь скандалы. Правда, Лебрехт гораздо умнее, чем его коллеги по цеху, он очень убедительно пишет. Только надо понимать, что все его книги базируются не на фактах, а преувеличениях.

С другой стороны, к сожалению, в них очень много правды. Знаете, почему я так отношусь к нему так внимательно? Кроме книги об убийстве классической музыки, он написал еще одну - про всех известных на сегодняшний день дирижеров, в том числе и про меня.
Написал он про меня много, но ни слова правды.

Сначала я очень расстроился и даже хотел на него в суд подать, потом передумал, решив, что слишком много чести.

- А что же было не так?

- Он написал, что я в нашей стране очень большой партийный деятель, и поэтому меня после Мравинского назначили в заслуженный коллектив - Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии имени Д.Д. Шостаковича. Оба этих факта - чистейший вымысел, потому что я - беспартийный, хотя мне в моем положении было чрезвычайно сложно избежать вступления в партию и приходилось постоянно что-то сочинять и идти на разные уловки, в том числе и на дуракаваляние. Мне пришлось однажды заявить, что по закону гор мне в партию вступать нельзя. Ведь у меня есть старший брат, и он - беспартийный. А все серьезные поступки в жизни: будь то женитьба или вступление в партию, требуют (по законам гор, разумеется), чтобы старший брат всегда и во всем был первым.

Кроме того, меня не назначали в симфонический оркестр им. Д.Д. Шостаковича. Это был единственный и, я думаю, беспрецедентный случай не только в России, но и во всем мире, когда тайным голосованием оркестр выбрал себе дирижера. Я этим очень гордился, что мне выпала честь стать единственно избранным музыкантами дирижером, а тут Лебрехт цинично наплевал в мое прошлое.
Первый раз в своей жизни я обиделся на критика.



- Неприятный момент. Как вы его пережили?

- Да легко. Ведь я знаю, кто я.

- И те люди, которые живут в России, тоже знают, кто вы.

- Здесь - да. К сожалению, книгу и писали и читали на Западе.

- Но и на Западе сейчас очень много российских музыкантов: исполнители разных поколений, педагоги... Правда, молодое поколение музыкантов, независимо от того, где оно проживает на родине или за границей, не очень радует. Среди них личностей практически не осталось. В лучшем случае они ставят рекорды в скорости и техничности исполнения.

- И что вы предлагаете?

- Как я могу что-то предлагать? Мне бы хотелось вас послушать.

- В последний год мы постоянно говорим о национальных проектах. Но все существующие на сегодняшний день национальные проекты не касаются культуры. "А если, - как говорил Гоголь, - разобраться по совести, то и было-то всего в нем, что густые брови". Национальные проекты - замечательно. Но если, в России нет национального проекта по культуре, то, проблемы, о которых мы сейчас говорим, будут продолжать развиваться, пока не закончатся очень трагически и для страны, и для русской культуры.
Весь мир относится к нам с почтением не потому, что наши богачи принялись разбрасывать деньги, нас уважают за нашу культуру:

за сочинения Пушкина, Достоевского, Толстого, Гоголя, Чайковского, Шостаковича, Прокофьева и других великих музыкантов, которые представляли и представляют нашу страну. Если мы потеряем нашу духовность (это касается не только музыки, но и литературы, и живописи, и культуры вообще), если мы все свое лучшее разбазарим, то останется только большая-большая страна, на гигантской территории, к которой не будет повода относиться уважительно.

Поэтому есть единственный выход: нужно, чтобы общество и государство повернулись к культуре, осознали ее значение. А на сегодняшний день наша страна стремительно теряет культуру. У нас символами Отечества становятся те, кто никакого отношения к культуре не имеет. Это же позор для нации! Да и Запад их не воспринимает. В этом и трагедия.

Юрий Темирканов родился 10 декабря 1938 года в Нальчике в семье главы Комитета по делам искусств Кабардино-Балкарии. Во время Великой Отечественной войны, в Нальчик была эвакуирована из Москвы группа мастеров искусств. Среди них находились В.И. Немирович-Данченко, О.Л. Книппер-Чехова, И.М. Москвин, И.Э. Грабарь, С.С. Прокофьев, Н.Я. Мясковский, Ю.А. Шапорин и многие другие. Хату Темирканов - отец будущего дирижера делал все, чтобы в трудных военных условиях не прекращалась творческая деятельность замечательных художников. Когда военные действия развернулись и на территории Кабардино-Балкарии, москвичи были увезены на восток, а Темирканов получил партийное задание остаться в тылу врага для подпольной работы, но был выдан предателем и казнен фашистами.

Впрочем, когда Юрия Темирканова спрашивают о том, как он стал музыкантом, он отвечает: "Совершенно случайно". Начав заниматься музыкой, Темирканов не помышлял еще о профессии дирижера. Закончив музыкальную школу по классу скрипки в тринадцать лет, он приехал в Ленинград и был принят в специальную музыкальную школу при консерватории. Там Юрий начал заниматься на другом инструменте струнной группы - альте у Григория Гинзбурга, играть в студенческом оркестре, квартете. По вечерам на хорах Большого зала филармонии он ходил на концерты Евгения Мравинского, других отечественных и зарубежных дирижеров. И мысль самому взяться за дирижерскую палочку показалась не столь неосуществимой.

Темирканов поступил в класс к И. Мусину, но, как вольнослушатель, посещал и занятия Н. Рабиновича, которого также считает своим педагогом. Окончив в 1965 году класс оперно-симфонического дирижирования, он дебютировал в Ленинградском малом театре оперы и балета в спектакле "Травиата" Дж. Верди. В 1966 году Темирканов стал лауреатом первой премии II Всесоюзного конкурса дирижеров в Москве. С 1968 по 1976 год Юрий Темирканов возглавлял Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии. С 1976 по 1988 год он был художественным руководителем и главным дирижером Кировского (ныне Мариинского) театра оперы и балета.

С коллективом театра Темирканов неоднократно выезжал на гастроли во многие страны Европы, впервые в истории прославленного коллектива - в Англию, а также в Японию и США. Он первым ввел в практику симфонические концерты с оркестром Кировского театра.

В 1988 году Юрий Темирканов был избран главным дирижером и художественным руководителем заслуженного коллектива России - Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии имени Д.Д. Шостаковича. Под руководством Ю.Х. Темирканова авторитет и популярность Санкт-Петербургской филармонии необычайно возросли. В 1996 году она признана лучшей концертной организацией в России.

Юрий Темирканов выступал со многими крупнейшими симфоническими оркестрами мира: Филадельфийским оркестром, "Концертгебау" (Амстердам), Кливлендским, Чикагским, Нью-Йоркским, Сан-Францисским, Санта-Чечилия, филармоническими оркестрами: Берлинским, Венским и др.

В 1979 году Юрий Темирканов стал главным приглашенным дирижером Филадельфийского и Лондонского Королевского оркестров, а с 1992 года он возглавил последний. Затем Юрий Темирканов был главным приглашенным дирижером оркестра Дрезденской филармонии (1992-1997), Симфонического оркестра Датского национального радио (1988). Отметив двадцатилетие сотрудничества с Лондонским Королевским оркестром, он покинул пост его главного дирижера, оставив за собой титул почетного дирижера этого коллектива.

После военных событий в Афганистане Темирканов стал первым русским дирижером, выехавшим на гастроли в США по приглашению Нью-Йоркской филармонии, а в 1996 году в Риме он дирижировал юбилейным концертом в честь 50-летия ООН. В январе 2000 года Юрий Темирканов становится главным дирижером и художественным руководителем Балтиморского симфонического оркестра (США).

Ю.Х. Темирканов - народный артист СССР (1981), народный артист РСФСР (1976), народный артист Кабардино-Балкарской АССР (1973), заслуженный артист РСФСР (1971), лауреат Государственных премий СССР (1976, 1985), лауреат Государственной премии РСФСР имени М.И. Глинки (1971), лауреат Государственной премии России (1999), Премии Президента РФ (2003), премии "Триумф" (2003). Награжден орденами Ленина (1983), "За заслуги перед Отечеством" II (2003) и III степени (1998), орденом Кирилла и Мефодия (Болгария, 1998), Орденом Науки и Культуры "Екатерина Великая" (2002).


Лариса Алексеева

http://www.strana.ru/doc_print.html?id=98185&cid=383
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован